12:33 

эссе про невозвращение в школу

vedia

И каждое 1 сентября и каждый последний звонок, будь то День учителя, или какое иное школьное событие – я не возвращаюсь в школу. И много тому причин.

Начну немного издалека: когда мне рассказывали про ВДЦ «Океан», я очень жалела, что мне не довелось в нем быть. Но так было до тех пор, пока я не побывала в нем на встрече разных людей, связанных с воспитанием и работой с молодежью. Я шла по коридору, смотрела на стенды и полки, содержащие отражение жизни в «Океане», на персонал, слушала сочинения выпускников «Океана» про то, какой чудесной порой в их жизни он стал – и я разочаровывалась в прямом смысле – из меня уходило очарование, созданное рассказами и историями про это место. Правила, распорядки, предписания настолько упорядочивали жизнь, что даже предопределяли слова бывших «океанцев» в их воспоминаниях. В школе мне тоже не нравились предписания и предопределенность.

Еще пример. Во втором туре отбора стипендиальной программы Потанина было дано задание: вы студенты вуза, завтра приезжает чертовски важная комиссия, а все – преподаватели, административные работники, весь персонал – все кроме студентов пропали. Что вы будете делать. Решением команды стало создать видимость нормального процесса образовательного учреждения. У меня был разрыв сознания от того, что такая мысль так быстро овладела всеми и так долго, детально, со смаком обсуждалась, блокируя другое – обсуждалась людьми, которым приписывают нестандартность мышления и высокие интеллектуальные способности. Я разочаровалась. «Такое учение, у которого нет другой цели, кроме как поскорее и поосновательнее натаскать студента для какой-нибудь насущной профессии и убить в нем всякое представление о свободе и универсальности» - это описание «мирских» школ Германа Гессе, наверное, поэтому врезалось в память.

И еще мысль. Размышляя над описаниями своего состояния друзьями – выпускниками вуза, я поняла, какую глубокую бессознательную дезориентацию в жизни испытывают люди, окончив университет. 15 лет с еще до-сознательного возраста твоя жизнь организована учебными заведениями и предопределена без твоего в том участия. А теперь ты должен это делать сам - как? Чему, как не этому следует учить человека прежде всего?

Школа – это цикл. Это то, что было до меня, и продолжилось после. Это больше, чем я. Это то, что повторяется. Это то, для чего «я» нет. Это технология, в которой есть сырье и продукт. Я смотрела на учителей, и меня наполняла отупляющая смесь непонимания и страха от осознания того, что можно добровольно подчинить свою жизнь внешнему ритму – стать станком. На все время своего активного существования. Наверное, утопично считать, что когда-нибудь цивилизация перерастет конвейер, но я испытываю эту болезненную веру.

Я не могу проникнуться священнодействием педагогического творчества, и ложь, что каждый ученик для учителя в школе – это желанная задача. Потому что видела обратное.

Мне знакомо ощущение, когда ты резонируешь с человеком, благодаря чему постигаешь нечто, которое оказалось так просто и очевидно, и простодушно-удивительно-непонятно почему это нечто не было доступно тебе раньше. В этот момент ты становишься выше себя, другим, рождаешься заново. Такое ощущение – великая радость. И сравнивая свое с воспоминаниями других, я понимаю КАКИЕ у меня были УЧИТЕЛЯ.

Осмысляя этот перечень мыслей и чувств, я прихожу к феномену, не раз описанному социологами. Особо удачной мне кажется метафора Пера Монсена - «лодка на аллеях парка», означающая человека, пытающегося найти свое место в бытии, находящегося в рамках социальных институтов, сложенных из таких же попыток других людей. Школа – неизбежное, случившееся в моей жизни, но вернусь к ней я только, если\когда определю свое место.


URL
   

Агонь_и_я

главная