11:13 

Лидерство

vedia
Лидерство – это..?
Я не дам с ходу четкое, точно выверенное определение-формулу. Но я утверждаю себя, как лидера, когда обозначаюсь – директор Академии студенческих лидеров. Что это значит – директор Академии?
У любой медали 2 стороны: та, которую видите вы, внешние наблюдатели, и та, которая вам не видна. Директор АСЛ для вас значит 1. держатель некоторого человеческого ресурса, 2. держатель некоторого административного ресурса. Образ первого варианта, который возникает в вашей голове: студенческое объединение, которое активничает в меру своих способностей, организовано тусуется через субботники, выезды на природу, студенческие советы, клубы по интересам и прочие междусобойчики. Время от времени все это безобразие перемежается сессией и учебой. Ключевое здесь – «студенческое» - сладкая пора, о которой с такой тоской вспоминают взрослые. Ну и я тут, типа заводилы, дежурной «спортсменки, комсомолки и просто красавицы». То, что принято называть неформальным лидерством.
Образ второго варианта: «прошареная» студентка, которая знает как «подмазаться» к администрации, удобно устроиться и сесть у кормушки, которая делает то, что скажут, ну и вообще оОочень лояльна к руководству вуза. Тоже, в принципе, комсомолка и большая молодец. То, что зовется формальным лидерством.
В моем случае и то, и другое верно, иначе бы я пять лет на двух стульях да между молотом и наковальней не усидела. Главное – понимать в какой ситуации ты пребываешь, и какую роль играешь, а дальше - по Станиславскому. Есть одна деталь, руководитель организации, про которую никто ничего не слышал – это ноль без палочки - мощность образа в обоих случаях равна мощности имени организации.
Если говорить про то, что по ту сторону воспринимаемого вами образа, то я выступаю как держатель общего: я знаю контакты волонтеров, дизайнеров, ведущих, возможных спонсоров и тех, кто уже работал по какой-нибудь теме. Знаю темы, по которым уже есть наработки, и знаю, как запустить что-то новое. Ко мне приходят за идеями, названиями и новыми мыслями, посоветоваться про команду, что сказать и как поступить, приносят посмотреть проекты. Со мной просто хорошо. Хорошо душевно посидеть – поговорить о том, какими мы будем, что будет дальше. Поделиться какой-нибудь блин-совсем-безвыходной-ситуацией и узнать, что у кого-то это уже было и выходы есть. У меня можно спросить некрасивый вопрос и получить честный ответ. Я – удобный руководитель, который открыт для контакта, но не навязывается, который вызывает доверие и не дает поводов думать, что может им злоупотребить. Я отвечаю за то, чтобы решения принимались и цикл осуществлялся, чтобы каждый был задействован в меру своей заинтересованности, и главное, чтобы организация была обеспечена заинтересованными разной степени в необходимых для ее существования количествах: чтобы была ядерная группа, актив, потенциал и сочувствующие. Но прежде всего ядерная. В настоящий момент нас 6, и мы разные по тому, как выстраиваем команды, как организуем процессы, по тому, как чувствуем людей, как себя ведем, по тому, что ценим. Нас 6 и мы соответствуем разным представлениям о лидере. Человек, которому я могу казаться снобом, заумной, неорганизованной, несерьезной, эпатажной, может сойтись с философским, спокойным Данилом, фанатичной, абсурдной Катей, серьезной, деловитой Кариной, организованным, выверенным Димкой, легкой, непредсказуемой Юлькой. Каждый из нас собирает на себя определенный тип людей. Это называют корпоративным лидерством. И уважая одного из нас, неизбежно начинают уважать других, потому что мы вместе. И мы целенаправленно сохраняем свое единство, договариваемся с тараканами друг друга, и до основания, сквозь ярость, боль и стыд прорабатываем конфликты, неизбежные между людьми, отважившимися на близость.
Почему нас принимают как лидеров? Потому что у каждого в копилочке – студенческий совет, волонтерство, участие в разных проектах и в итоге – своя разработанная тема и самостоятельно собранный коллектив. Интересно: на одной из «Школ лидера» нас в шутку прозвали богами. Мы породили существующую сейчас в ДВГТУ систему студенческого самоуправления, как порождали ее до нас предыдущие поколения активистов. Отличие в том, что в отдельных элементах наша система уже возобновляется и работает без потери содержания и без нашего участия. Эксперимент продолжается.
Итак
я
держатель человеческого ресурса
организую общую тусовку (дела, досуг, даты)
держатель административного ресурса
договариваюсь про пространство и ресурсы для существования системы
держатель общего
храню информацию: история, связи, проектный опыт

Для того чтобы быть лидером – указанного мало. Это функции вожака стаи, обеспечивающие биологическое выживание в рамках материального мира.
На примере жизни разных студенческих коллективов я наблюдала, как ситуация прозрачного голосования с разработанными критериями оценки кандидатов в руководители коллектива не гарантирует, что победитель голосования способен быть вожаком. Я объясняю для себя это тем, что все участники процесса не осознают степень неопределенности ситуации: голосующие полагают, что кандидаты знают, на что идут, а те воспринимают происходящее, как соревнование, цель которого победа – навешивание на себя медали – образа лидера. А образ будущего, последующего за победой, происходит в логике долженствований, и не имеет привязки к реальности.
Я также наблюдала, как уходящий руководитель оставляет преемника, которого выбирает из соображений дальнейшего выживания группы, на основании его работы в коллективе и на проектах. И это также не гарантирует, что преемник способен быть вожаком. Объяснение нахожу в том, что действующий руководитель, в силу психологических ограничений, налагаемых механикой вожачества, воспринимает инициативность и склонность к новациям потенциальных вожаков, нормальную для них, как угрозу для себя и сложившегося порядка, по причине чего отказывает тем в возможности стать преемниками. Безопасные кандидаты же воспроизводят образ действующего руководителя, который составили самостоятельно на основе восприятия его внешних проявлений. Такие кандидаты, став руководителями, повторяют прежние ошибки, наращивая напряжение на каждом повторе конфликтной ситуации, и не способны отказаться или качественно модернизировать воспроизводимый образ.
В прошлом году университет закончили Данил и Юля, в этом студентами перестанут быть Дима, Карина и я, в следующем – Катя. В течение этого года мы формируем новую ядерную группу, которая будет осуществлять корпоративное лидерство в студенческой среде. Процедура формирования: конкурс кандидатов в стажеры ядерной группы, заявка – эссе, в котором кандидаты излагают, как они видят предстоящую им деятельность – излагают образ. По детальности, временному масштабу образа и личностной совместимости кандидатов была подобрана конфигурация людей. Далее стажеры в реальном режиме самостоятельного принятия решений и ответственности осуществляют отдельные проекты, которые по мере осознания сложатся в их голове в полный цикл работы. Действующая ядерная группа выступает в роли автопилота.
Анекдотичная ситуация возникла во время отбора кандидатов в стажеры, один из которых написал эссе такого содержания: имею такую то выслугу лет, «себя вижу в роли директора», «хотелось бы привнести некие новшества, но за основу все же взять положение и предыдущие наработки, так как они уже проверены и временем и людьми» и список предполагаемой команды, состоящий из людей, не соорганизованных друг с другом. На уточняющий вопрос - что делать то будешь? – был получен ответ: раздавать указания. Первое: конкурс кандидатов на должность руководителя – не объявлялся. Второе: образ в голове этого человека о позиции, которую он хочет занять, выглядит так: всякий активист должен, обязан подчиняться директору, директор, наверное, тоже кому-то чего-то должен, но не суть важно. Смешно, не так ли? Когда читаешь об этом, смешно. А если подумать, что ситуация типична для студенческих коллективов? А если подумать о том, что с такими непроработанными представлениями бывшие студенты выходят на руководящие позиции во взрослые коллективы со взрослыми задачами?
Сама по себе медаль не имеет значения. Какой бы стороной вы ее не примеряли, Чемпионом оттого не станете, как не станете вожаком, а уж тем более лидером без качественных преобразований в самом себе. Что такое медаль? Это овеществление уникального события физического мира (конфигурации параметров, поддающихся измерению), а также эмоциональных и абстрактных надстроек этого события.
Представьте, вы стоите на вершине олимпийского пьедестала, а за вашей спиной ежедневные тренировки, постоянные физические и психические нагрузки и перенапряжения, вывихнутые суставы, растянутые мышцы, переломы, резкие и глубокие эмоциональные перепады, регулярный строгий режим дня, питания, отношений с окружающими. Некоторое время назад на этом самом месте во время своего выступления вы концентрировали в мгновениях вечности отточенных до автоматизма движений годы своей жизни, мечты, надежды, страхи, волнения, переживания, всю волю и всего себя. В момент, когда надевают медаль, вы воплощаете в себе миллионы сконцентрированных на вас людей, сопереживающих (эмоционально резонирующих) вам в едином (синхронизированном) ощущении себя страной, признанной другими первой среди сильнейших.
Нечто подобное представляет собой и лидерство как процесс, и лидер, как лидерство осуществляющий и удерживающий содержание воспринимаемого людьми образа. Олимпийская медаль бесценна для Чемпиона, оценить ее способно только спортивное профессиональное сообщество, а зрители создают ее ценность в момент награждения.
Именно поэтому я понимаю лидерство как путь к себе: лидерство, как воплощения себя-мечты, Чемпиона, Героя, Сверхчеловека. Эта идея Ницше: человек – эскиз, набросок самого себя, воплотить эскиз в реальность, значит стать Сверхчеловеком.
Я считаю, лидер – тот, кто работает в мире абстрактно-эмоциональных вещей. Лидер работает с высшими целыми человека: быть счастливым, стать Сверхчеловеком, Супергероем, Совершенством, обрести себя, гармонию, Бога, связь с Космосом, Абсолют, познать мир, суть вещей. Лидер работает с мифами людей о самих себе и о мире, работает с эмоциями, которые миф питают (я – жертва: через озлобленность, я – герой: через чувство прекрасного, справедливого), лидер работает с умением воплощать: побуждает действовать в реальности согласно идеалам, как Сверхчеловек, Супергерой, Я – потенциальный.
Я думаю так. Я так осуществляю лидерство. А насколько верны мои предположения и эффективны действия - покажет время.




URL
Комментарии
2011-02-08 в 16:23 

Здорово, случайно налетел на твой дневник, для того чтобы прочитать манифест Бромберга, куда меня выкинул поисковик, и зачитался).

Здорово, что ты есть!))

URL
     

Агонь_и_я

главная